Официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби признал, что американская сторона использовала выплату Ирану $400 млн (в качестве неустойки за не выполненные ранее контракты на поставку вооружения) для скорейшего освобождения четверых американских заключенных в Иране. В ходе беседы с журналистами он рассказал, что у Вашингтона оставались опасения, что Иран откажется от обмена, поэтому вплоть до момента их освобождения власти США старались сохранить «максимум рычагов» влияния и не передавать Ирану причитавшуюся за вооружение сумму.
Обсуждение деталей этих двух операций — выплаты денег за вооружение и освобождения заключенных — вылилось в ожесточенный спор господина Кирби с журналистами. Дипломат настаивал, что эти две истории «не были связаны», но уточнил, что к самолету с долгом за невыполненный контракт, приземлившемуся в тегеранском аэропорту, никого не подпускали до тех пор, пока все американцы не были освобождены. Более того, на прямой вопрос о том, верно ли что «$400 млн наличными не были бы переданы до тех пор, пока заключенные не были бы освобождены», господин Кирби также ответил утвердительно.
В то же время, признать тем самым эти деньги «выкупом» представитель Госдепартамента отказался. «Как я себе представляю, выкуп — это когда кто-то задерживает заложников и требует денег. Передаются деньги — возвращается человек. А тут получилось наоборот»,— парировал один из журналистов.
Ранее в американском внешнеполитическом ведомстве вообще отрицали какую-либо связь между двумя историями, ссылаясь на законодательство, запрещающее подобные сделки. Пресс-секретарь Барака Обамы Джош Эрнест заверял, что американцы были выпущены в обмен на семерых иранцев, отбывавших наказание в тюрьмах США. Обмен происходил на фоне отмены санкций, действующих в отношении Исламской Республики, поэтому выплату денег наличными в Белом доме объяснили тем, что санкции запрещали проведение операций между Ираном и США в американских долларах. Связь между выплатой денег и освобождением американцев в американском внешнеполитическом ведомстве тогда назвали «совпадением».
Министр связи Ирана Махмуд Ваэзи заявлял, что транш $400 млн был утвержден в рамках сделки по ядерной программе. Для ее осуществления властям США было необходимо погасить задолженность в $1,7 млрд за срыв поставок вооружения, обязательства по которым Вашингтон взял на себя еще до свержения в 1979 году последнего иранского монарха шаха Мохаммеда Резы Пехлеви.
Однако в начале августа The Wall Street Journal опубликовала расследование, подтверждавшее, что выплата денег была связана с освобождением американских граждан. Как писала газета, «эквивалентную $400 млн сумму в евро и швейцарских франках переправили иранским властям на деревянных поддонах с помощью грузового самолета без опознавательных знаков». Иранская пресса, ссылаясь на высокопоставленные источники в Минобороны страны, также называла сделку «тайным выкупом».
Елизавета Скобцова, Галина Дудина